Чешская правительственная коалиция (ODS, KDU-ČSL, TOP 09 и STAN) намерена ужесточить миграционные правила, чтобы быстрее и эффективнее депортировать тех, кто находится в Чехии нелегально и злоупотребляет системой.
Помимо прочего, полиции планируется предоставить право изучать содержимое смартфонов иностранцев, которые не смогут предъявить никаких документов, подтверждающих личность, и если установить ее другими способами не удается.
О разработке соответствующего законопроекта журналистам еще 7 марта сообщили премьер-министр Петр Фиала и министр внутренних дел Вит Ракушан. Документ поступит в парламент как депутатский законопроект. Ракушан и Фиала надеются, что нижняя палата рассмотрят его в ускоренном режиме и утвердят уже в первом чтении, чтобы он успел вступить в силу до осенних парламентских выборов.
«Мы должны быть готовы к кризисным ситуациям. Здесь много людей, которые не имеют права находиться в ЕС, и мы не можем их выдворить. С этим нужно что-то делать», — заявил Фиала.
«Основная цель – упрощение и ускорение процедуры депортации нелегально проживающих иностранцев», — сказал Ракушан, добавив, что МВД разрабатывало законопроект с прошлого года.
Так, например, в случае вынесения административного решения о депортации иностранец больше не сможет подать прошение о предоставлении убежища (azyl)*. Сегодня некоторые мигранты используют эту возможность, чтобы после формальной депортации еще несколько лет на законных основаниях оставаться в Чехии, пока рассматривается их прошение об убежище.
Кроме того, предлагается:
— рассматривать в рамках одного административного дела отказ в предоставлении убежища и решение о возвращении иностранца в страну происхождения;
— обязать суды при вынесении приговора иностранцу за уголовное преступление рассматривать возможность и целесообразность его депортации в качестве наказания;
— разрешить властям официально назначать просителям убежища место проживания или предписывать обязательное пребывание в специальных центрах временного содержания;
— обязать просителей убежища проходить новый эпидемиологический скрининг;
— снижать социальные стандарты просителей убежища в случае их проблемного поведения. В том числе ограничивать финансируемое государством медицинское обслуживание и материальные льготы;
— установить новые, более жесткие сроки вынесения решений судами и Департаментом миграционной политики МВД по делам о предоставлении убежища (например, ускорить процедуры рассмотрения апелляций);
— предоставить полиции и органам власти полномочия изучать информацию в мобильных телефонах задержанных мигрантов, которые не смогли предоставить никаких документов, которые подтверждали бы их личность.
«Если будет кто-то, чью личность мы не знаем, полиция и соответствующие органы получат возможность проверить данные из его мобильного телефона, чтобы выяснить, кто этот человек», — пояснил Ракушан.
Предложение также вводит возможность создания в международных аэропортах центров временного содержания нелегальных мигрантов. Задержанное и помещенное в такой центр лицо будет считаться не въехавшим на территорию Евросоюза.
Ограничивать свободу просителей убежища станет прощеЗаконопроект расширяет основания для задержания и помещения просителей убежища в специальные центры временного содержания (detenční zařízení), в случае несоблюдения ими установленных обязанностей.
Авторы инициативы объяснили это тем, что на практике в последние годы возникла проблема с трудностями вручения документов, необходимых для ведения дела.
«В предложенном документе довольно размыто определяется риск побега, и задержание как обеспечительная меря распространяется на более широкий круг людей, включая уязвимые группы, такие как беременные женщины, жертвы насилия или лица с посттравматическим синдромом», — отметила директор «Ассоциации по интеграции и миграции» Магда Фалтова в интервью порталу Seznam Zprávy.
По ее словам, предложение возвращает в практику задержание целых семей с детьми.
«Это шаг назад, ведь международные стандарты фактически движутся в направлении прекращения задержания детей. Они не должны расплачиваться за ошибки родителей и не должны быть лишены свободы. Трудно даже представить, чтобы чешский ребенок был ограничен в свободе из-за того, что родитель совершил правонарушение», — добавила Зузана Павекова из некоммерческой «Организации помощи беженцам».
Она считает, что весь законопроект является лишь частью предвыборной кампании Фиалы и Ракушана, поскольку реальная ситуация не требует ужесточения существующих норм. Статистика последний лет говорит ясно, что Чехия не является целевой страной для просителей убежища и драматического роста прошений не было даже в 2015 году, когда Европа столкнулась с масштабным миграционным кризисом.
Отметим, в 2024 году МВД Чехии приняло 1363 заявления о предоставлении убежища, что на 62 меньше, чем годом ранее. Чаще всего с просьбой о защите обращались граждане Узбекистана, Украины и Вьетнама.

В прошлом году Чехия предоставила убежище 54 иностранцам, а еще 149 человек получили так называемую дополнительную защиту (она предоставляется лицам, которые не соответствуют условиям для получения убежища, но у которых есть обоснованные опасения, что в стране происхождениям им грозит опасность).

В 2024 году в Чехии выявили и задержали 9461 нелегального мигранта. Это на 32% меньше, чем годом ранее. В основном речь шла о транзитной миграции (подробнее).
*Упоминаемое в статье «убежище» (azyl) – это отдельный статус пребывания, никак не связанный с программой временной защиты украинских военных беженцев.
Добавить комментарий